Фильмография

Сад

Обложка DVD фильма Сад

Поэтическая баллада о преодолении человеческого одиночества. 

Год создания фильма: 1973

Продолжительность фильма: 45 мин.

автор сценария, режиссёр-постановщик, продюсер, монтажёр, звукорежиссёр Владимир Алеников

оператор Яков Посельский

художник Александр Кудрявцев

музыкальное оформление Владимира Аленикова

в главной роли Рамзес Джабраилов

в ролях: Наталья Лебле, Владислав Дворжецкий, Алла Евдокимова, Евгений Жариков, Елена Соловей, Владимир Довейко, Анна Коломийцева, Александр Кудрявцев, Олег Кисилёв, Пётр Брандт, Ирина Мирошниченко, Пола Ракса, Мориин Кервин, Эслинда Нуньес, Траудль Куликовская

от автора Иннокентий Смоктуновский

стихи Владимира Аленикова

музыка из произведений Пендерецки, Вивальди, Моцарта

производство – студия «Литфильм»

История фотографа, ежедневно идущего на работу в фотоателье через сад, который видоизменяется в зависимости от душевного состояния фотографа. Сад окончательно расцветает, когда в фотоателье приходит девушка – мечта, та самая, которую фотограф мельком видел до этого на улице.

Фильм «Сад» - поэтическая баллада о преодолении человеческого одиночества - является уникальным произведением. Во-первых, это единственный профессиональный фильм, снятый в разгар «эпохи застоя», то есть в самые советские времена, вне государственной монополии. Как это удалось в то время Аленикову, это настоящая загадка.

Во-вторых, в этом фильме снялись такие звёзды тогдашнего советского кино как Евгений Жариков, Елена Соловей, Владислав Дворжецкий, Алла Евдокимова, Ирина Мирошниченко. Текст от автора записал Иннокентий Смоктуновский, в роли фотографа снялся актёр Театра на Таганке Рамзес Джабраилов. Опять же понять, почему они, абсолютно востребованные в то время артисты, согласились участвовать в по сути любительском фильме никому не известного молодого режиссёра, понять практически невозможно. Но факт есть факт, знаменитые на всю страну актёры, ничего не боясь, участвовали в реальном андеграундном фильме.

В-третьих, это фильм без слов, он весь построен на шумах и на музыке, но звук сработан так, что возникает полная иллюзия живой речи.

В-четвёртых, в финале картины снялись такие звёзды уже мирового кино как Пола Ракса, Франсуаза Арнуль, Мориин Кервин, Траудль Куликовская, и это ещё одна загадка, как это удалось в те годы.

Ну и, наконец, это дебютный фильм режиссёра Владимира Аленикова, где он выступает во всех ипостасях – как автор сценария, режиссёр, продюсер, монтажёр. Слово «продюсер» в те годы было абсолютно незнакомым для советского кино. Можно считать, что это первый реальный продюсерский фильм советского времени.

Интересно, что стихи, использованные в фильме, якобы неизвестного автора XVIII века, на самом деле принадлежат Аленикову. За неимением других условий Иннокентий Смоктуновский записывал эти стихи в собственной ванной.

В течение долгих лет фильм «Сад» можно было увидеть только на редких закрытых просмотрах. Впервые «Сад» был показан публике спустя 15 лет после того, как был создан – по грузинскому телевидению. Двумя годами позже он был показан в Центральном Доме кино на вечере памяти Владислава Дворжецкого.

С тех пор было ещё несколько публичных показов фильма, в том числе он был включён в ретроспективы Аленикова, проходившие в Москве - в1998-ом году в «Доме Ханжонкова» и в 2010-ом году в кинотеатре «Мир искусства».

В 2011-ом году компания Амальгама выпустил фильм на ДВД под грифом «Первый фильм Владимира Аленикова». В качестве бонуса на диске был включён подробный рассказ режиссёра о создании фильма.

Рассказ В.Аленикова о работе над фильмом «Сад» в статье «Комитас и Католикос».

А также выдержки из других статей:

«Думается, что и к кино Владимир Алеников обратился по той причине, о которой я уже писал выше, — необходимости самовыражения Художника: со временем ему стало тесно даже в рамках поэзии и поэтического перевода. Сам Алеников вспоминает, что «ввела» его в профессию мама, Стелла Иосифовна, которая принимала участие в Гражданской войне в Испании и вернулась оттуда с трофейной шестнадцатимиллиметровой кинокамерой. И именно в кино его талант Художника нашёл своё самое полное и последовательное воплощение.

Интерес Владимира Аленикова к кино очень глубок и проявляется в том, что он выступает во многих ролях: и как режиссёр, и как сценарист, и как продюсер, и как оператор, и как монтажёр, и как актёр. Думается, что в кино его привлекает удивительный темп развития этого искусства, как нельзя лучше соответствующий и темпу современной жизни во всей её полноте. А настоящего Художника — и Владимир Алеников здесь не исключение — не может не интересовать, что происходит с человеком «здесь и сейчас».

Я хочу подробно остановиться только на главных работах Владимира Аленикова в кино. Первая из них имеет самое прямое отношение к той ипостаси Художника, которая представлена в настоящей книге, — к его литературе. Речь идёт о фильме «Сад», 1973 года. Это единственный фильм во всём советском кино, снятый за пределами государственной монополии, как говорится в таких случаях, «на средства автора». Однако «Сад» уникален не только этим. Представьте себе: в последней четверти XX века снять на чёрно-белую плёнку фактически немой фильм и, более того, пригласить для участия в съёмках актёров первой величины: Владислава Дворжецкого, Рамзеса Джабраилова, Евгения Жарикова, Елену Соловей, Иннокентия Смоктуновского, Полу Раксу и других.

«Сад» — фильм о любви и молчании. О любви вообще лучше молчать, чем говорить, но дело здесь не только в этой известной философской сентенции. Дело ещё и в том, что фильм создавался в атмосфере почти коллективного молчания двухсот с лишним миллионов человек, которые молчат, потому что «и так всем всё ясно». Казалось бы, где в таком молчании может родиться любовь? Есть ли до неё кому дело? У Владимира Аленикова — может, и дело ему есть до всего. Во всех его фильмах присутствует эта вовлечённость в жизнь, любовь к ней, любовь к любви: настырный одуванчик раздирает асфальт, дети оказывается куда мудрее взрослых, классически прекрасные античные статуи сбрасывают с себя деревянные гробы, чтобы предстать перед нами в естественной наготе. Эта черта впервые ярко проявляется именно в «Саде».

Фильм посвящён простому, обыкновенному до скуки человеку, фотографу, который тяжело переживает кризис среднего возраста — про таких говорят, что им проще перечислить, каких проблем у них нет, чем те, что есть. Но у фотографа есть, кроме проблем, ещё и любовь — любовь, в которой он и сам-то боится себе признаться, и делает это только на последних минутах истории. Но с приходом любви меняется и весь мир вокруг. При ином режиссёре такая простая история, которую рассказал Владимир Алеников, могла бы показаться элементарно банальной: ему же, как немногим из наших современных режиссёров, присуще такое тонкое чувство лиризма и поэзии. Если — а я искренне надеюсь, что это случится — вы, дорогие читатели, будете смотреть «Сад», обратите внимание на последние кадры: с экрана оборачиваются женщины и смотрят — восхищённо, удивлённо, внимательно, озорно… Эти взгляды и женские лица — своего рода проводы героя, наконец нашедшего свою любовь, понимание того, как он любит и что он любит. И в тот же миг серое существование героя поднимается до сияющей всеми цветами радуги жизни, обретает смысл. Уже самой первой своей работой в кино Владимир Алеников, как пел Владимир Высоцкий, «вырвался за флажки», бросил своего рода вызов государству и застою и сам стал создавать пространство своего собственного кино.»

Из предисловия Владимира Максакова «Художник. Штрихи к портрету»

к книге Владимира Аленикова «Случайные закономерности».




Фильм «Сад» Владимира Аленикова во многом уникален — и прежде всего в том, что снят вне рамок государственной монополии на кинематограф. В этом смысле перед нами, пожалуй, единственный образец подлинно независимого кино в Советском Союзе. Закончив ленинградский театральный институт (ЛГИТМиК) со специальностью театрального режиссера, Владимир Алеников, тем не менее, хотел снимать кино. Но в то время стать режиссёром-постановщиком на киностудии можно было, только имея диплом кинорежиссера. Такие дипломы выдавали лишь в двух учебных заведениях в стране: во ВГИКе и на Высших Режиссерских курсах. Поступить Аленикову туда не удалось. Несмотря на все пятёрки на вступительных экзаменах, его не зачисляли. В эти годы многие прославленные режиссеры, такие как М. Калик, М. Богин, Е. Фридман – эмигрировали, а их фильмы, соответственно, были запрещены к показу. Государство теряло деньги, и было принято решение не зачислять на факультеты кинорежиссуры людей с еврейскими корнями (этот негласный указ действовал на протяжении около двадцати лет).

Поняв, что официально получить профессию кинорежиссёра у него не получится, Алеников создал любительскую киностудию при издательстве «Художественная литература», которая называлась «Литфильм». Это дало режиссёру возможность начать работу над своей дебютной картиной. Фильм снят на профессиональную тридцати пяти миллиметровую пленку, которая неофициально покупалась у кинооператоров. Монтаж производился по ночам на Мосфильме, режиссёр приходил на киностудию, когда она пустела, платил сторожу, и его пропускали в монтажный цех.

Создавать фильм в таких условиях было чистой авантюрой, но Аленикову это удалось, более того, в фильме задействованы потрясающие, известные всему Союзу актеры. Главную роль играет Рамзес Джабраилов, так же в картине снимались Владислав Дворжецкий, Евгений Жариков, Алевтина Евдокимова, Елена Соловей, а закадровый голос, который мы слышим в картине, принадлежит Иннокентию Смоктуновскому. Список по-настоящему звёздный, кроме того, все актеры работали на картине абсолютно бесплатно.

Таким образом, фильм получился совершено особенным, его не коснулась вездесущая рука цензуры, и снят он был в стилистике, далекой от соцреализма. Художник позволяет себе в этом произведении такую творческую свободу, о которой подавляющее большинство советских кинематографистов той эпохи не могло и мечтать. По собственному признанию В. Аленикова, он — режиссёр-шестидесятник, однако свой фильм делает в 1973 г., то есть уже совсем в другом контексте, принципиально отличающимся от «Оттепели» и наполненном иными реалиями. «Оттепель», однако, в «Саде» присутствует — главным образом в виде «весеннего» настроения надежды; кроме того, в фильме множество ссылок на ушедшее время, реминисценций из той культуры.

В центре картины — мужчина, переживающий глубокий кризис. Уже по этому своему настроению он может быть отнесён к поколению шестидесятников, испытывавших глубокое разочарование от невозможности воплотить в жизнь мечты и идеалы. Эта атмосфера проиллюстрирована в профессии главного героя — он фотограф, то есть «упрощённый» живописец. Разумеется, и эта работа тоже может приносить удовлетворение и радость от творческих удач; у героя же она превращается в рутину времён «Застоя». Не случайна поэтому и чёрно-белая, местами практически серая цветовая гамма в окружающем мире.

В этой своей пустоте герой жаждет любви, высокого и возвышенного чувства к Прекрасной Даме. И по ходу фильма он встречает ту, о которой мечтал — это героиня Натальи Лебле. Женщина изначально присутствует в жизни и душе героя, мы видим ее на картине, потом на фотографии, она не материальна, только образ. Когда герой выходит на улицу, он замечает шарф, повязанный на заборе, в дальнейшем мы увидим этот самый шарф на героине. Режиссер тем самым подчёркивает неземное, возвышенное происхождение героини. В следующей сцене герой Рамзеса Джабраилова замечает ее в толпе, пытается догнать, но она растворяется, и сложно понять, было ли это на самом деле, или это просто видение.

Героиня всё же появляется во плоти, она сама приходит к герою, но в сопровождении мужчины, что снова делает её недосягаемой. Герою удается провести с ней всего несколько минут, сделать лишь пару снимков, но и этого достаточно, чтобы изменить его состояние и настроение. Он отказывается от выпивки, когда приходят его товарищи, видно, что это некий традиционный ритуал, и его отказ удивляет их. Но герой, после встречи с этой неземной женщиной, как будто из другого столетия, он возвысился и уже не готов опуститься до этого бытового пошловатого уровня. Несомненно, что эта женщина тоже из шестидесятых — но её образ переосмыслен: так как попытка шестидесятников не удалась, то и героиню окружает ореол светлой грусти и ностальгии, она словно напрямую «взята» из другого контекста, так резко ощущается её контраст с миром вокруг. Естественно, и эта женщина одинока — причём одиночество её выбрано сознательно, несмотря на так и вьющихся возле неё мужчин (отметим хотя бы «красавца-мужчину», персонажа Евгения Жарикова). Эта женщина уже не может снизойти до современного ей уровня мужчин, которые или прозябают в тоске по утраченному времени (герой Рамзеса Джабраилова), или же представляют собой новый тип — приспособленца, конформиста по-советски, от которого к тому же веет обывательской пошлостью. Итак, здесь мы видим первый итог развития женского образа в шестидесятые годы: женщина из них — недосягаемый идеал, она статична и как будто уже не живёт полной жизнью в современности.

Знаменательно в этом смысле появление на экране другой Прекрасной Дамы – героини Елены Соловей - в череде сменяющих друг друга античных статуй, в первый момент невозможно отличить живого человека от мраморных скульптур.

В «Саде» почти в кристально чистом виде проявлены два противоположных образа (по классификации Жиля Делёза): образ-время и образ-движение. Образ-время — конечно, женский. Героиня «завязана» на соотнесённости с ушедшем временем, с тоской по прежней эпохе. Образ-движение — безусловно, мужской, так как именно герой находится в движении, его характер и взаимодействие с миром и другими персонажами движутся и меняются.»

Из дипломной работы выпускницы РГГУ Юлии Майоровой

«Женские судьбы. Модель поведения героинь в отечественном кинематографе 60-ых – 70-ых годов»

Смотреть фильм «Сад» онлайн

Владимир Алеников рассказывает о фильме «Сад» (Видео)




Петров и Васечкин в стране Эргония



Купить книгу



ФИЛЬМОГРАФИЯ



ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров