Фотогалерея


Случайные закономерности

Фотографии с комментариями В. Аленикова, которые использовались в книге "Случайные закономерности".

Мне очень нравится эта фотография. Справа сидит мой прадед, известный питерский адвокат Михаил Филиппович Волькенштейн. Двое других – мой юный двоюродный дядя и двоюродный прадед.

Михаил Филиппович
Михаил Филиппович был знаменит тем, что в его адвокатской конторе два года проработал присяжным поверен- ным отчисленный из Казанского универ- ситета В.И. Ульянов. Впоследствии прадед сильно раскаялся в своём благодеянии и спешно эмигрировал в Эстонию.

На этой фотографии консерваторский класс бабушки и её учителя – Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин. Пианино, которое Римский- Корсаков подарил бабушке, до сих пор стоит у нас дома. Бабушка – крайняя слева, в нижнем ряду.

Моя бабушка, Мария Михайловна, была пианисткой. Помнится, как только она начинала играть, дедушка немедленно уходил из дома.

Владимир Михайлович Волькенштейн
Мой молодой дедушка – Владимир Михайлович Волькенштейн, поэт, драматург, литсекретарь К.С. Станиславского, теоретик драмы, завлит Первой студии МХТ, первый председатель Ассоциации московских драматургов.

Фотография сделана в начале тридцатых годов. Советские драматурги вместе со знаменитым театральным режиссёром Всеволодом Мейерхольдом. Дедушка – крайний слева, рядом с Мейерхольдом. Интересно, что многие закрыли глаза от вспышки магния во время фотосъёмки

15
Моя юная мама – испанистка, переводчица, преподавательница, общественный деятель – Стелла Аленикова. Здесь ей 18 лет. В этом возрасте она отправилась добровольцем-переводчицей на Гражданскую войну в Испании, где воевала с фашистами в составе интербригады.

Мой авантюрный характер, к огорчению родителей, проявлялся уже в самые ранние годы. По-моему, здесь это хорошо видно.

Очень люблю эту трогательную фотографию, на которой запечатлён мой ещё совсем маленький папа.

Мне кажется, папа всё же больше любил мою младшую сестру Машу.

Не могу не поместить эти две редкие фотографии из нашего семейного архива. Одна из них подарена моему деду певцом Фёдором Шаляпиным...

...а другая – Константином Станиславским.

Мой отец – выдающийся учёный-биофизик Михаил Владимирович Волькенштейн приучил меня к чтению с самого детства.

Эта фотография очень точно передаёт характеры моих родителей. Папа обожал бабочек, коллекционировал их.

На первом курсе режиссёрского факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В спектакле «Любовь Яровая» в первом действии я был буржуем...

...а во втором - революционным матросом.

Переводческий семинар в Москве, которым руководил поэт-переводчик Вильгельм Левик. Будучи одним из моих наставников, Левик написал мне рекомендацию для вступления в Союз писателей, чем я очень горжусь. Cлева от меня – поэт Валерий Краснопольский.

На съёмках моего первого фильма «Сад». Это был единственный художественный фильм с известными актёрами, снятый при советской власти вне государственной монополии. На этом фильме я прошёл все свои университеты.

На съёмках картины «Комитас». Этот фильм я снимал на Армянской студии. Усы я себе отпустил для солидности, а то выглядел слишком молодо. Советская власть этот фильм уничтожила, мне удалось сохранить только несколько фрагментов.

Киножурнал «Ералаш» благодаря своему создателю и руководителю Александру Хмелику был замечательной режиссёрской школой. За три минуты рассказать историю, найти для неё особую форму киновоплощения, да ещё чтобы было смешно – это совсем непросто.

На съёмках одного из моих первых сюжетов – «Загадочное женское сердце».

Свою комнату в Ленинграде я превратил в монтажную и в просмотровый зал. Не выходил оттуда сутками, работал над новой картиной «Комната смеха», которую я снимал на 16-миллиметровой плёнке. Но не хватило ни сил, ни денег закончить этот фильм.

Хмелик вывел меня из «подполья» и сделал официальным режиссёром. По сути он и был моим главным учителем в кино.

Также многому научила меня работа с детьми. С ними выкладываешься особым образом. На съёмках сюжета «Угадайка».

На съёмках сюжета «Угадайка».

На съёмках сюжета «Угадайка».

В 1982 году по приглашению Одесской киностудии я приехал в Одессу, чтобы начать работу над «Приключениями Петрова и Васечкина». С тех пор большая часть моей жизни связана с этим замечательным городом.

Во время работы над «Каникулами Петровами и Васечкина». Наша дружная компания. Слева направо – хореограф Владислав Дружинин, композитор Татьяна Островская, оператор Игорь Фельдштейн и ваш покорный слуга.

Вот они, мои любимые герои – Петров и Васечкин (Егор Дружинин и Дима Барков). Комедия «Приключения...» и мюзикл «Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» стали для меня важнейшим опытом в освоении жанрового кино.

Юные актёры любили приходить ко мне в монтажную. Разумеется, никто из нас тогда не думал, что у этих фильмов будет столь долгая жизнь, и мои персонажи станут именами нарицательными.

«Каникулы Петрова и Васечкина». Это единственный снимок, где запечатлён рабочий момент съёмок с изумительной Софико Чиаурели (бабушка). Слева Дима Барков (Петров). Мы репетируем музыкальный номер.

Этот плакат был выпущен к 20-летию фильмов. К этой же дате было приурочено и специальное коллекционное издание DVD, куда вошли все вырезанные советской цензурой сцены. Теперь мы готовимся уже к 30-летнему юбилею.

Первая в жизни поездка в капстрану – 1987 год. В составе группы советских кинематографистов я отправился в Грецию и на Кипр. Здесь видно, как нам было хорошо – и мне, и Стасу Садальскому, и Наташе Фатеевой, и питерскому режиссёру Жене Татарскому

Драматический мюзикл «Биндюжник и Король», сочинённый Асаром Эппелем (по пьесе «Закат» и «Одесским рассказам» Исаака Бабеля) на музыку Александра Журбина, перевернул мою жизнь и привёл меня в Голливуд.

В «Биндюжнике» моя жена Тамара Тана, игравшая рыбачку Соню, снималась вместе с нашей крохотной, только родившейся дочкой Асей.

В «Биндюжнике» был блистательный актёрский состав. В частности, эта роскошная пара – Таня Васильева (Двойра) и Роман Карцев (Боярский). Карцев до сих пор считает, что это его лучшая роль в кино.

Зиновий Гердт замечательно сыграл в «Биндюжнике» Арье-Лейба. Мне кажется, он просто родился для этой роли. В тот день, когда был сделан этот снимок, нас посетил певец Вилли Токарев, оказавшийся в Одессе.

В последний день съёмок артисты, носили меня на руках. Для многих из них этот фильм стал дебютом в кино. Слева направо – Слава Гришечкин, Коля Добрынин, Андрей Ургант, Георгий Пицхелаури, Максим Леонидов, Серёжа Колесников.

С великолепной Ириной Розановой, сочно сыгравшей Маруську, сыном Филиппом, Зиновием Гердтом и потрясающим Менделем Криком – Арменом Джигарханяном.

Армен очень полюбил нашу Асю. Тогда трудно было себе представить, что они через несколько лет вновь окажутся на одной съёмочной площадке.

У фильма, который я снимал и продюсировал для американской кинокомпании «Kodiak», было три названия. В Европе – «The Clearing» («Очищение»), в США – «Time of Darkness» («Время тьмы»), а в российском прокате – «Феофания, рисующая смерть».

Этот фильм был моей первой американской картиной и во многом изменил мои представления о кинопроизводстве.

Главную мужскую роль – деревенского старосты Георгия – в фильме сыграл знаменитый американский актёр Джордж Сигал. Надпись на фотографии: «Владимиру Михайловичу с любовью и уважением. Ваш верный слуга Джордж».

Я впервые работал с такой яркой голливудской звездой, как Сигал, и очень многому научился за время этой работы.

Знахарку и художницу Феофанию превосходно сыграла Тамара Тана. Эту фотографию, равно как и многие другие, сделал замечательный фотограф Игорь Гневашев, с которым мы сотрудничали на нескольких картинах.

У Джорджа с Тамарой получился отличный дуэт. Работать им помогал прекрасный Тамарин английский, но и Джордж, обнаружив в своей родословной русские корни, пытался выучить как можно больше фраз по-русски.

Выказывая уважение к российскому режиссёру, хозяин компании Kodiak одел всю cъёмочную группу в майки, на которых была написана моя тогдашняя любимая поговорка – «Нет проблем!».

«Репетиция». В группе никто не обращал ни малейшего внимания на то, что актрисы снимались в обнажённом виде. Со стороны, наверное, мы выглядели, как сумасшедшие, но, съёмки шли очень далеко от населённых пунктов, так что посторонних не было.

Этот фильм открыл для меня совершенно новые горизонты в кино. Дело было не только в Голливуде. «Феофания, рисующая смерть» стала первым триллером в моей биографии, и я навсегда полюбил этот замечательный жанр киноискусства.

После окончания съёмок «Феофании» мы с Тамарой сфотографировались на память на съёмочной площадке.

Работа над «Феофанией» требовала особенной сосредоточенности. Я впервые не только снимал, но и продюсировал картину такой постановочной сложности.

С Асей на празднике-реконструкции средневековой ярмарки в Калифорнии. Такие праздники в Штатах – целая индустрия, они кочуют по стране, и масса людей играет в Средневековье с полной отдачей. Мы тоже с удовольствием погрузились в ощущение далёких времён.

Эта фотография сделана на съёмках сериала «Короли российского сыска», который я снимал и продюсировал для РТР в 1996 году. В основу сериала легли воспоминания великого российского сыщика, начальника имперского уголовного сыска Аркадия Кошко.

Армен и Ася стали партнёрами на съёмочной площадке. Ася играла внучку Кошко, которой он рассказывает все свои истории. Я этот ход придумал, а потом оказалось, что всё так и было, – в эмиграции, в Париже, Кошко действительно рассказывал истории внучке Оле.

Прошло всего несколько лет после съёмок «Королей», и Ася выросла, превратилась в юную барышню.

Справа от меня – мой друг и соавтор писатель Юрий Перов, слева – выдающийся голливудский гримёр Вебстер Филлипс, с которым мы подружились во время работы над «Феофанией, рисующей смерть».

Я с французским продюсером Ивом Паскье в гостях у настоятеля Коневского Рождество-Богородичного монастыря наЛадожском озере, игумена Исидора (Минаева). Я очень ценю дружбу с этим замечательным человеком.

Эта фотография сделана во время моего юбилея. Мои дорогие друзья и великолепные артисты – Коля Караченцов, Боря Щербаков и Ира Розанова – пришли поздравить меня с пятидесятилетием.

Ещё один член семьи и общая любимица – золотистый ретривер Пенелопа, она же Пенни. Мои воспоминания о ней в этой книге.

На съёмках «Пистолета (с 6 до 7.30 вечера)». Пожалуй, этот фильм, – самое трудное, что я делал в кино. Когда я писал сценарий, то не думал, что это будет так сложно. Я ставил перед собой задачу достичь максимального эффекта присутствия для зрителя.

На Всемирном кинофестивале в Монреале в 2003 году наш «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)» представлял США в главном конкурсе. На фото я с героем фильма – Джеремайа Хассемером, для которого эта роль стала дебютной.

На премьере фильма в Лос-Анджелесе с Филиппом и Асей.

Пресс-конференция на Международном кинофестивале авторского кино «Взгляд в мир» в Белграде. «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)» получил диплом жюри «За выдающийся фильм».

С героями фильма перед знаменитым Одесским театром оперы и балета. Ваня Жидков играл простодушного американца Алена, а Тамара Тана – колоритную одесситку, экскурсовода Эльвиру.

В «Улыбке Бога» Ален попадает в разные времена. Это персонажи пятидесятых годов – буфетчица китобойной флотилии «Слава» мадам Парнокопытенко, в роли которой снялась неподражаемая Нина Усатова, и её супруг – одесский артист Алексей Акопьян.

За моим плечом один из главных персонажей фильма. Сцена встречи кота с бывшим одесситом Ольшанским, которого сыграл Джигарханян, дорогого стоит!

В «Улыбке Бога» Роман Карцев опять играл у меня портного. На этот раз по фамилии Перельмутер. И снова блестяще. Надеюсь, будет и третья возможность поработать с этим чудесным актёром.

С моим любимым актёром и другом Арменом Джигарханяном на съёмках фильма «Улыбка Бога, или Чисто одесская история». Работать с этим выдающимся артистом – счастье.

Самой первой наградой, которую завоевал фильм «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», стал приз «Большая золотая ладья» на одном из лучших российских кинофестивалей – «Окно в Европу» в Выборге.

На премьере «Улыбки Бога» в Центральном Доме кино с совсем уже взрослой Асей и Александром Панкратовым-Чёрным. Саша виртуозно сыграл в фильме роль одесского маклера Льва Ромуальдовича Рыжака.

Я думаю, что фильм «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», наверное, потому вышел таким светлым и жизнерадостным, что мы все получали огромное удовольствие от работы. Слева от меня – продюсер Валерий Горелов, справа – писатель Георгий Голубенко.

Вырос и мой сын Филипп. Как видите, сильно перерос отца. Теперь он сам – сценарист и режиссёр. Дебютировал в США фильмом «Голливудский мусор» («Garbage»).

В 2010 году московский кинотеатр «Мир искусства» провёл ретроспективу моих фильмов. За неделю показали 15 картин. Вечерами я встречался со зрителями, отвечал на вопросы. Это было необычайно интересно и полезно, совершенно новый для меня опыт.

Фестивали – это не просто развлечение, это нужная и важная часть профессиональной кинематографической жизни.

Это та самая «гитара Высоцкого», историю которой я описал в одноименном очерке в этой книге. Звук у неё абсолютно уникальный.

Проекту «Поиски любви» я отдал несколько лет жизни. Написал пьесу, поставил спектакль, затем выпустил роман и создал сценарий сериала, который ещё ждёт своего часа. Третья фотография на афише – это прекрасный актёр – Юрий Чернов.

Эта фотография сделана во Франции, куда я прилетел на юбилей удивительного артиста и человека – Славы Полунина. Это был волшебный праздник.

Фотография сделана на съёмках фильма «Война Принцессы», сценарий которого был написан мной вместе с Денисом Родиминым. Судьба каждого фильма складывается по-своему. У этой картины долгий и тернистый путь к зрителю, работа над ней ещё продолжается.






ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров