Фотографии с комментариями В. Аленикова, которые использовались в книге "
".
 | Мне очень нравится эта фотография. Справа сидит мой прадед, известный питерский адвокат Михаил Филиппович Волькенштейн. Двое других – мой юный двоюродный дядя и двоюродный прадед. |
|  | Михаил Филиппович был знаменит тем, что в его адвокатской конторе два года проработал присяжным поверен- ным отчисленный из Казанского универ- ситета В.И. Ульянов. Впоследствии прадед сильно раскаялся в своём благодеянии и спешно эмигрировал в Эстонию. |
|  | На этой фотографии консерваторский класс бабушки и её учителя – Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин. Пианино, которое Римский- Корсаков подарил бабушке, до сих пор стоит у нас дома. Бабушка – крайняя слева, в нижнем ряду. |
|
 | Моя бабушка, Мария Михайловна, была пианисткой. Помнится, как только она начинала играть, дедушка немедленно уходил из дома. |
|  | Мой молодой дедушка – Владимир Михайлович Волькенштейн, поэт, драматург, литсекретарь К.С. Станиславского, теоретик драмы, завлит Первой студии МХТ, первый председатель Ассоциации московских драматургов. |
|  | Фотография сделана в начале тридцатых годов. Советские драматурги вместе со знаменитым театральным режиссёром Всеволодом Мейерхольдом. Дедушка – крайний слева, рядом с Мейерхольдом. Интересно, что многие закрыли глаза от вспышки магния во время фотосъёмки |
|
 | Моя юная мама – испанистка, переводчица, преподавательница, общественный деятель – Стелла Аленикова. Здесь ей 18 лет. В этом возрасте она отправилась добровольцем-переводчицей на Гражданскую войну в Испании, где воевала с фашистами в составе интербригады. |
|  | Мой авантюрный характер, к огорчению родителей, проявлялся уже в самые ранние годы. По-моему, здесь это хорошо видно. |
|  | Очень люблю эту трогательную фотографию, на которой запечатлён мой ещё совсем маленький папа. |
|
 | Мне кажется, папа всё же больше любил мою младшую сестру Машу. |
|  | Не могу не поместить эти две редкие фотографии из нашего семейного архива. Одна из них подарена моему деду певцом Фёдором Шаляпиным... |
|  | ...а другая – Константином Станиславским. |
|
 | Мой отец – выдающийся учёный-биофизик Михаил Владимирович Волькенштейн приучил меня к чтению с самого детства. |
|  | Эта фотография очень точно передаёт характеры моих родителей. Папа обожал бабочек, коллекционировал их. |
|  | На первом курсе режиссёрского факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В спектакле «Любовь Яровая» в первом действии я был буржуем... |
|
 | ...а во втором - революционным матросом. |
|  | Переводческий семинар в Москве, которым руководил поэт-переводчик Вильгельм Левик. Будучи одним из моих наставников, Левик написал мне рекомендацию для вступления в Союз писателей, чем я очень горжусь. Cлева от меня – поэт Валерий Краснопольский. |
|  | На съёмках моего первого фильма «Сад». Это был единственный художественный фильм с известными актёрами, снятый при советской власти вне государственной монополии. На этом фильме я прошёл все свои университеты. |
|
 | На съёмках картины «Комитас». Этот фильм я снимал на Армянской студии. Усы я себе отпустил для солидности, а то выглядел слишком молодо. Советская власть этот фильм уничтожила, мне удалось сохранить только несколько фрагментов. |
|  | Киножурнал «Ералаш» благодаря своему создателю и руководителю Александру Хмелику был замечательной режиссёрской школой. За три минуты рассказать историю, найти для неё особую форму киновоплощения, да ещё чтобы было смешно – это совсем непросто. |
|  | На съёмках одного из моих первых сюжетов – «Загадочное женское сердце». |
|
 | Свою комнату в Ленинграде я превратил в монтажную и в просмотровый зал. Не выходил оттуда сутками, работал над новой картиной «Комната смеха», которую я снимал на 16-миллиметровой плёнке. Но не хватило ни сил, ни денег закончить этот фильм. |
|  | Хмелик вывел меня из «подполья» и сделал официальным режиссёром. По сути он и был моим главным учителем в кино. |
|  | Также многому научила меня работа с детьми. С ними выкладываешься особым образом. На съёмках сюжета «Угадайка». |
|
 | На съёмках сюжета «Угадайка». |
|  | На съёмках сюжета «Угадайка». |
|  | В 1982 году по приглашению Одесской киностудии я приехал в Одессу, чтобы начать работу над «Приключениями Петрова и Васечкина». С тех пор большая часть моей жизни связана с этим замечательным городом. |
|
 | Во время работы над «Каникулами Петровами и Васечкина». Наша дружная компания. Слева направо – хореограф Владислав Дружинин, композитор Татьяна Островская, оператор Игорь Фельдштейн и ваш покорный слуга. |
|  | Вот они, мои любимые герои – Петров и Васечкин (Егор Дружинин и Дима Барков). Комедия «Приключения...» и мюзикл «Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» стали для меня важнейшим опытом в освоении жанрового кино. |
|  | Юные актёры любили приходить ко мне в монтажную. Разумеется, никто из нас тогда не думал, что у этих фильмов будет столь долгая жизнь, и мои персонажи станут именами нарицательными. |
|
 | «Каникулы Петрова и Васечкина». Это единственный снимок, где запечатлён рабочий момент съёмок с изумительной Софико Чиаурели (бабушка). Слева Дима Барков (Петров). Мы репетируем музыкальный номер. |
|  | Этот плакат был выпущен к 20-летию фильмов. К этой же дате было приурочено и специальное коллекционное издание DVD, куда вошли все вырезанные советской цензурой сцены. Теперь мы готовимся уже к 30-летнему юбилею. |
|  | Первая в жизни поездка в капстрану – 1987 год. В составе группы советских кинематографистов я отправился в Грецию и на Кипр. Здесь видно, как нам было хорошо – и мне, и Стасу Садальскому, и Наташе Фатеевой, и питерскому режиссёру Жене Татарскому |
|
 | Драматический мюзикл «Биндюжник и Король», сочинённый Асаром Эппелем (по пьесе «Закат» и «Одесским рассказам» Исаака Бабеля) на музыку Александра Журбина, перевернул мою жизнь и привёл меня в Голливуд. |
|  | В «Биндюжнике» моя жена Тамара Тана, игравшая рыбачку Соню, снималась вместе с нашей крохотной, только родившейся дочкой Асей. |
|  | В «Биндюжнике» был блистательный актёрский состав. В частности, эта роскошная пара – Таня Васильева (Двойра) и Роман Карцев (Боярский). Карцев до сих пор считает, что это его лучшая роль в кино. |
|
 | Зиновий Гердт замечательно сыграл в «Биндюжнике» Арье-Лейба. Мне кажется, он просто родился для этой роли. В тот день, когда был сделан этот снимок, нас посетил певец Вилли Токарев, оказавшийся в Одессе. |
|  | В последний день съёмок артисты, носили меня на руках. Для многих из них этот фильм стал дебютом в кино. Слева направо – Слава Гришечкин, Коля Добрынин, Андрей Ургант, Георгий Пицхелаури, Максим Леонидов, Серёжа Колесников. |
|  | С великолепной Ириной Розановой, сочно сыгравшей Маруську, сыном Филиппом, Зиновием Гердтом и потрясающим Менделем Криком – Арменом Джигарханяном. |
|
 | Армен очень полюбил нашу Асю. Тогда трудно было себе представить, что они через несколько лет вновь окажутся на одной съёмочной площадке. |
|  | У фильма, который я снимал и продюсировал для американской кинокомпании «Kodiak», было три названия. В Европе – «The Clearing» («Очищение»), в США – «Time of Darkness» («Время тьмы»), а в российском прокате – «Феофания, рисующая смерть». |
|  | Этот фильм был моей первой американской картиной и во многом изменил мои представления о кинопроизводстве. |
|
 | Главную мужскую роль – деревенского старосты Георгия – в фильме сыграл знаменитый американский актёр Джордж Сигал. Надпись на фотографии: «Владимиру Михайловичу с любовью и уважением. Ваш верный слуга Джордж». |
|  | Я впервые работал с такой яркой голливудской звездой, как Сигал, и очень многому научился за время этой работы. |
|  | Знахарку и художницу Феофанию превосходно сыграла Тамара Тана. Эту фотографию, равно как и многие другие, сделал замечательный фотограф Игорь Гневашев, с которым мы сотрудничали на нескольких картинах. |
|
 | У Джорджа с Тамарой получился отличный дуэт. Работать им помогал прекрасный Тамарин английский, но и Джордж, обнаружив в своей родословной русские корни, пытался выучить как можно больше фраз по-русски. |
|  | Выказывая уважение к российскому режиссёру, хозяин компании Kodiak одел всю cъёмочную группу в майки, на которых была написана моя тогдашняя любимая поговорка – «Нет проблем!». |
|  | «Репетиция». В группе никто не обращал ни малейшего внимания на то, что актрисы снимались в обнажённом виде. Со стороны, наверное, мы выглядели, как сумасшедшие, но, съёмки шли очень далеко от населённых пунктов, так что посторонних не было. |
|
 | Этот фильм открыл для меня совершенно новые горизонты в кино. Дело было не только в Голливуде. «Феофания, рисующая смерть» стала первым триллером в моей биографии, и я навсегда полюбил этот замечательный жанр киноискусства. |
|  | После окончания съёмок «Феофании» мы с Тамарой сфотографировались на память на съёмочной площадке. |
|  | Работа над «Феофанией» требовала особенной сосредоточенности. Я впервые не только снимал, но и продюсировал картину такой постановочной сложности. |
|
 | С Асей на празднике-реконструкции средневековой ярмарки в Калифорнии. Такие праздники в Штатах – целая индустрия, они кочуют по стране, и масса людей играет в Средневековье с полной отдачей. Мы тоже с удовольствием погрузились в ощущение далёких времён. |
|  | Эта фотография сделана на съёмках сериала «Короли российского сыска», который я снимал и продюсировал для РТР в 1996 году. В основу сериала легли воспоминания великого российского сыщика, начальника имперского уголовного сыска Аркадия Кошко. |
|  | Армен и Ася стали партнёрами на съёмочной площадке. Ася играла внучку Кошко, которой он рассказывает все свои истории. Я этот ход придумал, а потом оказалось, что всё так и было, – в эмиграции, в Париже, Кошко действительно рассказывал истории внучке Оле. |
|
 | Прошло всего несколько лет после съёмок «Королей», и Ася выросла, превратилась в юную барышню. |
|  | Справа от меня – мой друг и соавтор писатель Юрий Перов, слева – выдающийся голливудский гримёр Вебстер Филлипс, с которым мы подружились во время работы над «Феофанией, рисующей смерть». |
|  | Я с французским продюсером Ивом Паскье в гостях у настоятеля Коневского Рождество-Богородичного монастыря наЛадожском озере, игумена Исидора (Минаева). Я очень ценю дружбу с этим замечательным человеком. |
|
 | Эта фотография сделана во время моего юбилея. Мои дорогие друзья и великолепные артисты – Коля Караченцов, Боря Щербаков и Ира Розанова – пришли поздравить меня с пятидесятилетием. |
|  | Ещё один член семьи и общая любимица – золотистый ретривер Пенелопа, она же Пенни. Мои воспоминания о ней в этой книге. |
|  | На съёмках «Пистолета (с 6 до 7.30 вечера)». Пожалуй, этот фильм, – самое трудное, что я делал в кино. Когда я писал сценарий, то не думал, что это будет так сложно. Я ставил перед собой задачу достичь максимального эффекта присутствия для зрителя. |
|
 | На Всемирном кинофестивале в Монреале в 2003 году наш «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)» представлял США в главном конкурсе. На фото я с героем фильма – Джеремайа Хассемером, для которого эта роль стала дебютной. |
|  | На премьере фильма в Лос-Анджелесе с Филиппом и Асей. |
|  | Пресс-конференция на Международном кинофестивале авторского кино «Взгляд в мир» в Белграде. «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)» получил диплом жюри «За выдающийся фильм». |
|
 | С героями фильма перед знаменитым Одесским театром оперы и балета. Ваня Жидков играл простодушного американца Алена, а Тамара Тана – колоритную одесситку, экскурсовода Эльвиру. |
|  | В «Улыбке Бога» Ален попадает в разные времена. Это персонажи пятидесятых годов – буфетчица китобойной флотилии «Слава» мадам Парнокопытенко, в роли которой снялась неподражаемая Нина Усатова, и её супруг – одесский артист Алексей Акопьян. |
|  | За моим плечом один из главных персонажей фильма. Сцена встречи кота с бывшим одесситом Ольшанским, которого сыграл Джигарханян, дорогого стоит! |
|
 | В «Улыбке Бога» Роман Карцев опять играл у меня портного. На этот раз по фамилии Перельмутер. И снова блестяще. Надеюсь, будет и третья возможность поработать с этим чудесным актёром. |
|  | С моим любимым актёром и другом Арменом Джигарханяном на съёмках фильма «Улыбка Бога, или Чисто одесская история». Работать с этим выдающимся артистом – счастье. |
|  | Самой первой наградой, которую завоевал фильм «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», стал приз «Большая золотая ладья» на одном из лучших российских кинофестивалей – «Окно в Европу» в Выборге. |
|
 | На премьере «Улыбки Бога» в Центральном Доме кино с совсем уже взрослой Асей и Александром Панкратовым-Чёрным. Саша виртуозно сыграл в фильме роль одесского маклера Льва Ромуальдовича Рыжака. |
|  | Я думаю, что фильм «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», наверное, потому вышел таким светлым и жизнерадостным, что мы все получали огромное удовольствие от работы. Слева от меня – продюсер Валерий Горелов, справа – писатель Георгий Голубенко. |
|  | Вырос и мой сын Филипп. Как видите, сильно перерос отца. Теперь он сам – сценарист и режиссёр. Дебютировал в США фильмом «Голливудский мусор» («Garbage»). |
|
 | В 2010 году московский кинотеатр «Мир искусства» провёл ретроспективу моих фильмов. За неделю показали 15 картин. Вечерами я встречался со зрителями, отвечал на вопросы. Это было необычайно интересно и полезно, совершенно новый для меня опыт. |
|  | Фестивали – это не просто развлечение, это нужная и важная часть профессиональной кинематографической жизни. |
|  | Это та самая «гитара Высоцкого», историю которой я описал в одноименном очерке в этой книге. Звук у неё абсолютно уникальный. |
|
 | Проекту «Поиски любви» я отдал несколько лет жизни. Написал пьесу, поставил спектакль, затем выпустил роман и создал сценарий сериала, который ещё ждёт своего часа. Третья фотография на афише – это прекрасный актёр – Юрий Чернов. |
|  | Эта фотография сделана во Франции, куда я прилетел на юбилей удивительного артиста и человека – Славы Полунина. Это был волшебный праздник. |
|  | Фотография сделана на съёмках фильма «Война Принцессы», сценарий которого был написан мной вместе с Денисом Родиминым. Судьба каждого фильма складывается по-своему. У этой картины долгий и тернистый путь к зрителю, работа над ней ещё продолжается. |
|