Статьи

Владимир Алеников: живут на Молдаванке — значит, молдаване

30 лет назад на экраны вышла детская музыкальная комедия Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина», по сей день пользующаяся в народе большой популярностью. В дни пребывания в Алма-Ате режиссер ответил на вопросы «Антенны».

Петров и Васечкин ждут инвестора


- Владимир Михайлович, теперь первые зрители вашей ленты о приключениях и каникулах Петрова и Васечкина охотно их смотрят уже в компании своих детей. Вы не задумывались о продолжении съемок?
- Знаете, у меня вышло три новых книжки о приключениях моих киногероев, я их недавно представлял на Всероссийской книжной ярмарке. Есть сайт «Васечкин.ру», число посетителей которого растет с каждым днем, по сей день я получаю письма от поклонников этих лент. А вопрос о том, стоит ли снять продолжение, нужно задавать не мне. Я много чего хочу и давно написал сценарий «Петров и Васечкин 20 лет спустя», только пока не вижу предложений от инвесторов, а кино без денег не снимается. В новом сюжете есть повзрослевшие Петров, Васечкин, Маша и их дети.
- Как сложились судьбы ваших юных артистов? 
- Егор Дружинин, сыгравший Васечкина, стал известным актером, режиссером. Дима Барков (Петров) тоже снимается в кино, руководит детской киношколой в Питере. Инга Ильм до недавних пор много снималась, но потом стала историком.
- Опыт работы с детьми вы приобрели в киножурнале «Ералаш»?
- В 70-х годах я был одним из ведущих авторов и режиссеров «Ералаша». Там и родились Петров с Васечкиным. В киножурнал меня пригласил его создатель – Александр Григорьевич Хмелик.

Одесса – родной город

- Мне известно, что особое место в вашем творчестве и сердце занимает Одесса.
- Совершенно верно. Я не родился в Одессе, но этот город для меня родной. Я там снял 6 картин, включая ленту «Война Принцессы», которую привозил в Алма-Ату. Моя комедия «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» стала визитной карточкой этого города.
- А для кого-то визитная карточка Одессы - ваша трагикомедия «Биндюжник и король».
-  Обожаю Исаака Бабеля и давно мечтал снять кино по его произведениям. Однажды в моей квартире раздался звонок с телевидения, меня спросили: «Мы тут нашли вашу заявку на Бабеля. Вы еще хотите его экранизировать?». И я помчался подписывать договор. Вместе с Асаром Эппелем, замечательным писателем и поэтом, мы написали сценарий. Но прошло полгода и ничего не сдвинулось с места. Я приехал в Останкино к главному редактору выяснить - в чем дело? Он плотно закрыл дверь и, понизив голос, говорит: «Мы знаем, что вы талантливый человек и все отлично снимете. Но, подумайте, кто эти ваши персонажи? Они же евреи!» Я говорю, во-первых, не у меня, а у Бабеля. Во-вторых, кем же они должны быть? Он мне в ответ: «Герои живут на Молдаванке, так пусть они все будут молдаване и мы завтра же картину запустим!» Я ушел, сказав, что ноги моей там больше не будет. А через полгода я приступил к съемкам этого фильма на киностудии имени Горького.
- С актерами сразу определились? 
- Считаю, что в этой картине Армен Джигарханян, Рома Карцев, Зиновий Гердт, Татьяна Васильева сыграли одни из лучших своих ролей. Замечательно справились с задачей молодые тогда актеры. Например, Максим Леонидов хорош в роли Бени Крика.
- А в Америку вы уехали из-за того, что в 90-е годы в России для кинематографистов не было работы?
- Лента «Биндюжник и король» произвела фурор на кинофестивале в Лос-Анджелесе и ко мне поступило сразу несколько предложений. Вскоре я подписал свой первый американский контракт. У моей первой американской картины было три названия. В США она шла как «Время тьмы», в Европе - «Очищение», а в России – «Феофания, несущая смерть». После этой картины мне предложили преподавать в киношколе. Пришлось учить американцев как снимать американское кино и это мне самому многое дало. Несколько лет я был профессором Лос-Анджелесского университета. Моя лента «Пистолет с 6 до 7.30 вечера» на Монреальском кинофестивале была единственной картиной из США, получила несколько призов. В 2012 году я продюсировал в Америке фильм «Голливудский мусор», который был представлен на Московском кинофестивале.
- О чем ваша лента «Война Принцессы»?
- Острая драма на крайне важную сейчас проблему межнациональной розни. Это своего рода вариация на тему Ромео и Джульетты. Действие происходит в 90-х годах в Одессе, где друг друга полюбили кавказский мальчик и русская девочка. Возможно, именно эта картина наиболее важна во всем моем творчестве. Так случилось, что она долго лежала, пока я нашел деньги на ее завершение. У меня же был серьезный конфликт с инвестором, который не хотел, чтобы лента дошла до зрителя. Актеры, игравшие в этом фильме, уже выросли и стали знаменитыми. Это певица Глюкоза (Наталья Ионова), Артур Смольянинов, Лянка Грыу. У меня они снимались подростками и работать с ними было непросто. Ленту снимал замечательный оператор Максим Осадчий, недавно он выступил оператором-постановщиком фильма «Сталинград». Я крайне заинтересован, чтобы этот фильм увидели как можно больше зрителей, так как надеюсь, что он может позитивно повлиять на психологию людей. Премьера этой ленты состоялась на Московском международном кинофестивале, а в Ереване она получила специальный приз фестиваля «Золотой абрикос».
- Где вы сейчас работаете?

- Последние четыре года я возглавляю одну из наших старейших киностудий - Российскую центральную студию документальных фильмов, существующую с 1927 года. Это единственная в стране студия, награжденная премией «Оскар».

Зухра Табаева

© АНТЕННА Казахстан 




Рекламные партнёры

СТАТЬИ



ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров