Статьи

Одесситы стали первыми зрителями легендарного фильма Владимира Аленикова

Одесситы стали первыми зрителями легендарного фильма Владимира Аленикова

Война за Принцессу выиграна!

В одесском кинозале U-cinema состоялась встреча с известным российским и советским (а где-то уже и американским) кинорежиссёром Владимиром Алениковым и показ его новых фильмов «Полёт бабочки» (Россия, 2011, 10 минут) и «Война Принцессы» (производство Студии Владимира Аленикова и Международного благотворительного фонда BFI, Россия, 2013, 90 минут).

Штатные киноманы ТАЙМЕРА Мария Гудыма и Сергей Ляшонок сидели в пятом ряду.

Режиссёру Владимиру Аленикову, наряду с фильмами для взрослых, дано создавать то самое детско-юношеское кино, которое на постсоветском пространстве уже либо просто разучились делать, либо подменяют понятия, снимая под этой маркой скабрезные сюжеты. Но что дано, то дано: зрителей, собравшихся на предпремьерном показе, особенно впечатлила «Война Принцессы» (к прелестной короткометражке «Полёт бабочки» мы ещё вернёмся), накал эмоций был таков, что публику вдавливало в кресла какой-то незримой волной. Казалось бы: фильм снимался в девяностых, в прошлом веке, впору воспринимать его отстранённо, с высоты прожитых лет и с лёгкой ностальгией, а нельзя. Бьёт по нервам, будоражит, возвращаешься к нему снова и снова. Грамотно сделанное кино, и не с «холодным носом». Тут души вложено и постановщиком, и всей группой. Сценарий также был написан Алениковым в соавторстве с Денисом Родиминым (впоследствии получившим «Нику» за лучший сценарий для фильма «Бумер»). Почему мы раньше не видели «Войну Принцессы», почему её на данный момент посмотрели только один раз в Москве, в маленьком просмотровом зале, и теперь в Одессе состоялся предпремьерный показ, хотя с момента съёмок прошло столько лет? Крайне непростая судьба у этой картины. За неё пришлось немало повоевать — в суде. Но всё по порядку…

Напомним, что по приглашению Александра Хмелика, главного редактора киножурнала «Ералаш», Алеников начал работать в журнале как автор и режиссёр. Там же родились Петров и Васечкин, о приключениях которых режиссёр впоследствии снял свои знаменитые детские музыкальные фильмы «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». После ряда телевизионных картин Аленикову удалось сделать фильм, который в корне изменил его судьбу, — мюзикл «Биндюжник и Король», благодаря которому в 1990 году его пригласили в Голливуд. Там он снял «Время тьмы» с Джорджем Сигалом и Тамарой Таной в главных ролях (в российском прокате «Феофания, рисующая смерть»). Фрагменты из этих фильмов появляются в «Войне Принцессы» — главная героиня включает телевизор, а там мелькают кадры, столь непохожие на жизнь, которую ведёт Юлька, она же Принцесса, член уличной банды подростков (жаль, что юная Катя Черепухина не продолжила кинокарьеру в дальнейшем).

Милашки Петров с Васечкиным остались в далёком советском прошлом, а после распада Союза быть ребёнком стало не так уж легко. Вымышленный подмосковный городок Росрентген, где русские ребятишки воюют с кавказскими, приехавшими сюда в поисках лучшей доли, постоянно оглашается выстрелами. Группировки «рентгенов» и «абреков» орудуют ножами, пистолетами и даже гранатами. Грешные ангелы дерутся с остервенением, нюхают клей, но также нянчатся с куклами и младшими братцами, страдают от ругани и затрещин, раздаваемых пьющими родителями, а вдали манит обещанная эпохой перемен и романтическими песнями свобода, подобная паруснику в открытом море (такая картина висит на стене комнаты Принцессы, а в финале материализуется).

Драму первой чистой любви белокурой Принцессы и армянского мальчишки Карена (Карен Геворкян) по-разному воспринимают колоритная маленькая бандитка Тина (эту роль сыграла Наталья Ионова ещё до того, как стала известной певицей Глюкозой), скрывающая постыдную семейную тайну Катька (Лянка Грыу, ныне звезда российского кинематографа), очумевшие от вкуса крови волчата в человечьем облике Кныш (Артур Смольянинов, в особых представлениях не нуждается) и Рыжий (Пётр Ульянов тоже стал востребованным артистом). Не так легко было талантливых детей быстро обучить актёрскому мастерству, довести до такого уровня, чтобы ребята смогли сыграть эту «Вестсайдскую историю» на российском материале. Однако всё получилось у Аленикова и актрисы Тамары Таны, его жены, друга, талантливого педагога. Тамара исполняет в фильме небольшую роль пьющей матери Принцессы, но её лица по этой роли не запомнить. Один из остроумных приёмов, применённых режиссёром в содружестве с оператором Максимом Осадчим, состоял в том, что крупные планы актёров-детей соседствуют с «низкой камерой» относительно взрослых персонажей, словно находящейся на уровне детского глаза. Такими здесь видят взрослых: заплетающиеся ноги, огромный живот, второй подбородок, хищные ноздри… Любителей «чернухи» просим не волноваться: единственный в фильме герой, демонстрирующий педофильские наклонности, а именно Катькин отчим, вовремя погибает, поскользнувшись в ванной и размозжив голову об унитаз. Собаке, как говорится, и смерть собачья…

Второй приём, характерный и для «Полёта бабочки», заключается в минимальном количестве монтажных стыков, фильм создаёт иллюзию реального времени, что повышает градус зрительского доверия. Вот так же, почти без склеек, был снят драматический триллер Аленикова «Пистолет (с 6 до 7:30 вечера)», который получил ряд престижных призов, в том числе представлял США в конкурсе Монреальского всемирного кинофестиваля в 2003 году.

Но вернёмся к месту действия «Войны Принцессы». Росрентген снимался в Одессе — на Молдаванке, Ближних Мельницах, вокзале, у заброшенного (а ныне, увы, снесённого) корпуса Нового рынка — разруха, растерянность, раздрай, так и не преодолённые до конца. Поскольку режиссёра с Одессой связывает весьма многое (он влюблён в наш город с первого визита, состоявшегося в 1968-м), кроме одесской натуры и одесситов — артистов массовки, в картину вкрались некие одесские реалии, особенности речи. На этом попытались сыграть, и поначалу небезуспешно, завистники (даже не кинематографисты — рекламщики!), вошедшие в доверие к инвестору и прельстившие его перспективой создания шедевра «продюсерского кино», в противовес отснятому Алениковым рабочему материалу, который они презрительно называли «студией Горького» и «этим российским режиссёрским «я так вижу». Была смонтирована картина под похожим названием, но иного содержания. Даже главный герой оказался другой, не Принцесса.

Война за Принцессу продолжалась на судебных заседаниях, и теперь Алеников с радостью утверждает, что фильм сделан именно так, как задуман. К сожалению, он не перестал быть актуальным — общество всё ещё больно ксенофобией, вражда на национальной почве приобретает угрожающе-причудливые формы, а страдают от этого, прежде всего, дети. Владимир Михайлович надеется, что «Война Принцессы», увиденная взрослыми, сможет оказать серьёзное влияние на оздоровление общества, заставит задуматься: что же мы делаем и продолжаем, несмотря на уроки истории, делать друг с другом и с нашими детьми? Почему без конца мусолим факты о том, как резали друг друга наши предки, не видя главного: счастья им это не принесло, пора бы и прекратить бесконечное фонтанирование злобой!

Невозможный, казалось бы, хеппи-энд, дарящий надежду на свободу и счастье влюблённых героев финал… Кажется, он сделан авторами картины вопреки предыдущему материалу, с верой в возможность изменить даже самую безнадёжную ситуацию. Многие признаются, что со времён «Чучела» Ролана Быкова не видели столь же сильного фильма, снятого на подростковую тему.

И несколько слов — о «Полёте бабочки», который вошёл в сборник лучших российских короткометражных фильмов. Здесь правит бал великолепная Тамара Тана, преподающая актёрское мастерство в кадре (супруги ведут целый специальный курс в рамках творческого объединения «Арткино», он так и называется «Работа с актёрами», студенты в подавляющем большинстве — это профессиональные режиссёры, закончившие ВГИК или Высшие режиссёрские курсы и активно работающие в кино и на телевидении). А в целом фильм был снят на спор со студентами, которые подвергли сомнению высказывание Аленикова о том, что кино можно снять «даже в этой аудитории». Десять минут, три монтажных стыка, трогательная история о том, как легко добропорядочной даме поверить лукавому мальчишке-обольстителю и потерять авторитет педагога… Впрочем, заодно ей удалось обрести нечто более важное, веру в возрождение своей женской привлекательности.

В числе последних российских картин Владимира Аленикова — снятая целиком на одесском материале лирическая комедия «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» (2008). Последняя спродюсированная им американская картина «Голливудский мусор» (2012) была поставлена его сыном Филиппом Волкеном и представлена на последнем Одесском международном кинофестивале. А впереди, между прочим, юбилей режиссёра — 7 августа ему (как ни удивительно) исполнится 65, и в эти же дни в Одессе, в том же зале U-cinema пройдёт ретроспектива не побывавших в широком украинском прокате фильмов Владимира Аленикова. Будем ждать с нетерпением!

© Таймер

Автор: Мария Гудыма

Фото: Сергей Ляшонок

04 февраля 2013 




Рекламные партнёры

СТАТЬИ



ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров