Статьи

Игровой фильм «Мастерская»

29 апреля в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова прошла съемка полнометражного однокадрового игрового фильма «Мастерская». 

Действие фильма происходит в празднично украшенном зале, где собираются выпускники актёрской мастерской через пять лет после окончания курса. Фильм снят как итог обучения по курсу «Специфика работы актёра в кино», который преподаёт в Академии известный режиссер и писатель, Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Алеников («Приключения/Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Феофания, рисующая смерть», «Короли российского сыска», «Жил-был настройщик», «Пистолет (с 6 до7.30 вечера)», «Война Принцессы» и др.). 

Владимир Алеников: В рамках курса мы со студентами поначалу делали различные  упражнения, чтобы они привыкли к камере, поняли, что это такое. Чем, как правило, отличается российский артист от голливудского? Американский артист совсем иначе тренирован.  Он очень хорошо знает, куда встать, чтобы на него правильно падал свет, он точно понимает плановость – каким планом его снимают: крупным, средним, общим. Он превосходно знает всю кинематографическую технологию. Поэтому ориентируется в этом гораздо лучше – чувствует себя на съёмочной площадке, как рыба в воде. Моя задача была научить студентов, которые в основном являются театральными артистами, работе в кино. 

Мы делали всякие упражнения и этюды – сначала по одному, дальше по двое, затем по несколько человек, чтобы актеры почувствовали камеру. Ну, а потом, в какой-то момент, когда я почувствовал, что актёры уже более-менее овладели необходимой техникой, я предложил им: а почему бы нам не попробовать всей мастерской снять кино. Так и родилась эта идея. И постепенно, по мере наших дальнейших занятий, выкристаллизовался весь замысел, и уже потом я написал конкретный сценарий. 

Эти съёмки – внеплановая работа для Академии. Но Алеников рассказал о замысле ректору и основателю Академии Н.С. Михалкову, который поддержал идею. Зачёт слушатели получат после озвучания фильма – для многих из них этот процесс пока не знаком. 

Владимир Алеников: Наш фильм - это немножко фантазийная история: прошло пять лет, и все выпускники встречаются. И сначала страшно радуются друг другу. А потом начинают вскрываться какие-то проблемы, этакие скрытые нарывы, которые, оказывается, существовали. Всё постепенно вылезает наружу: оказывается, не так уж всё раньше было благополучно и гладко – кто-то кого-то предавал, кто-то кому-то изменял, кто-то кого-то подсиживал… То есть, обычная человеческая жизнь. Ну, скажем так, почти. Разница между нашими героями и прочими людьми в том, что наших персонажей, несмотря на все драматические перипетии, с ними происходящие, объединяет одно – искусство, то есть, стремление создать что-то прекрасное. Все характеры, задействованные в фильме, оговаривались с артистами. Они названы их собственными именами, но все при этом играют какого-то персонажа, героя с определённым характером и историей, который ими же, актёрами, и был предложен изначально, а затем с моей помощью додуман, доработан. 

Кристина Дасарская, слушатель актёрской мастерской: Моя героиня – успешная фотомодель. На встречу выпускников приходит её бывший возлюбленный, с которым они играли в спектакле. Причём не один, а с беременной женой. Они якобы счастливы. Но мы понимаем, что не всё так гладко. А моя героиня под воздействием алкоголя позволяет себе говорить всякие колкости, не держит себя в руках, эмоционально и нервно реагирует на всё, что происходит вокруг, на то, что её задевает и делает ей больно. 

Хореография фильма очень сложная – снимается всё в одном помещении, одной камерой. В проекте задействованы 14 актёров - практически почти вся актерская мастерская. Длительность фильма (и того самого единственного кадра) составляет примерно восемьдесят минут. И, если после первого дубля актёры уже почти не ошибаются в мизансценах, операторам всё ещё сложно детально запомнить все движения камеры.

Владимир Алеников: Я выбрал формат однокадрового фильма по нескольким причинам. Во-первых, если я снимал бы этот фильм не одним кадром, а, как это обычно положено в кино, 2-3 тысячами кадров, то мы бы снимали не один день, а как минимум месяц – в тридцать раз дольше и в тридцать раз дороже. Это одна причина. А другая причина состоит в том, что реальное время – то, что называется real time по-английски – это такое особое качество кино. Зритель ведь привык к тому, что каждую секунду кадр режется, прерывается и клеится (склейка – это игра режиссера со временем; мы в этом смысле волшебники – можем время спрессовать, можем растянуть, что хочешь- можем сделать!). А если склейки нет, значит, время на экране течёт так же, как в жизни. И зритель, который сидит в зале, подсознательно понимает, что здесь нет никакой подтасовки, всё правда, и тем самым вырабатывается специальное подсознательное доверие к тому, что происходит на экране. А если мы ещё добьёмся определённой правды в поведении персонажей, то может получиться довольно сильный эффект. Сложность такой работы в том, что артисты должны не только помнить свои роли, свой текст, они ещё должны помнить, куда повернуться, откуда камера подлетит, какой крупности будет план и тому подобное. Всё это очень важно. То есть задача и художественно крайне сложная, и технически.  

Кристина Дасарская: Для нас это первый опыт съёмок в подобном фильме, построенном только на внутрикадровом монтаже. Сложно запоминать что за чем, а ведь надо, чтобы при этом создавалась естественная картинка жизни, чтобы на экране выглядело абсолютно натурально, как наши персонажи живут, отдыхают, общаются. На съёмочной площадке мы старались всё делать как в жизни». 

Дмитрий Якунин, слушатель продюсерской мастерской: Для меня огромная честь- работать на проекте нашего классика Владимира Михайловича Аленикова, чьи фильмы мы любим с самого детства. Фильм «Мастерская» интересен не только тем, что он снят одним кадром, за что отдельное спасибо операторской группе. Картина является своего рода «визитной кинокарточкой» актерской мастерской Академии - многие ребята впервые приняли участие в съемках полного метра. Думаю, оригинальность проекта и качество его исполнения должны привлечь внимание фестивальных отборщиков и кинокритиков к фильму.

Наталия Егорова

 © «Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова», 05.05.16




Рекламные партнёры

СТАТЬИ



ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров