Статьи

Режиссер Владимир Алеников написал триллер

- Владимир Михайлович, вы - человек крайне разносторонний, за вашим творчеством трудно уследить. Расскажите, чем сейчас занимаетесь?

Разными вещами. Я - художественный руководитель киностудии РЦСДФ (Российская Центральная студия документальных фильмов), кроме этого преподаю - веду режиссёрскую мастерскую в творческом объединении Арткино, заканчиваю картину, в эти дни идёт постпродакшн, надеюсь, фильм будет готов к концу лета, пишу новый сценарий, в начале июня еду в жюри международного кинофестиваля в Риме.

- На днях выходит ваша книга «Сумерки в спальном районе». В аннотации значится – “первый в России роман-триллер с саундтреком”. Как пришла идея создать к роману звуковую дорожку? Кто автор музыки? Станет ли такой жанр популярен среди других писателей?

Издательство, понимая, что книга необычная, решило и презентовать её читателям необычным путём. Рукопись была разослана целому ряду талантливых музыкантов, и многие из них, прочитав книгу, с большим интересом откликнулись на идею поучаствовать в саундтреке к ней. На диске, который станет частью книги, можно будет услышать песни и композиции, передающие специфическую атмосферу и интонацию книги, и даже частично связанные с её содержанием. Насколько это станет популярным, мне пока судить трудно, это ведь первый подобный опыт.

- Я прочитала обе части «Сумерек» в один день. Не покидало ощущение, что, у каждой части - свой автор. Если в первой книге как в колоде карт собраны различные, но практически равнозначные по своей мерзости человеческие типы, то вторая часть - самый настоящий психологический триллер с захватывающим сюжетом и присущим ему напряжением. Такое различие было задумано изначально или вы решили изменить жанр по ходу создания романа?

Я рад, что вы это подметили. Я специально менял жанр, мне хотелось попробовать разные ипостаси хоррора. Если “Спальный район” я отношу к жанру, который называю “переплетения”, то «Сумерки», вы совершенно правы, это уже психологический триллер с элементами детектива. Во всей этой серии («Сумерки в спальном районе» - первая книга подобного плана, готовы к изданию ещё несколько) каждый последующий, написанный мною роман - очередная новая ипостась этого интереснейшего жанра. Мне хочется перепробовать все его возможности.

- В той же аннотации можно прочитать: “самый черный роман в новейшей отечественной литературе”, “невообразимые подробности частной жизни”, “шокирующая реальность” - вы сами согласны с такими определениями или издатели снова вас недопоняли?

Книга эпатажная, спора нет, вы, я думаю, и сами в этом убедились, прочитав её. А мои друзья резко разделились по отношению к этой вещи. Одни в ужасе упрекают меня в том, что я написал что-то запредельное, а другие, напротив, в полном восторге. Журналист Александр Кушнир, прочитав книгу, сформулировал свои впечатления следующим образом: «Стивен Кинг и Тарантино в одном флаконе». Для меня это крайне лестное определение, я безусловный поклонник обоих художников.

- Ваши герои живут в спальном районе Москвы Бирюлёво, где и происходят описываемые вами жуткие события. Как вы думаете, местность, в которой проживает человек, действительно влияет на его образ мыслей, на его поступки?

Безусловно. Северяне резко отличаются от южан. Характер совсем другой, и соответственно, манера поведения, образ мыслей. Влияет всё - климат, антураж, ландшафт. Одно дело, скажем, горец, другое - житель равнины. Между городскими жителями и деревенскими тоже огромная разница. Равно как и между обитателями разных городов. Я, скажем, родившийся и выросший в Питере, всегда узнаю земляков, а в Москве до сих пор ощущаю себя эмигрантом, хотя живу здесь долгие годы. Спальный район, разумеется, тоже оказывает влияние на своих обитателей.

- Вы, кстати, писали книгу, находясь не только в Москве, но и в Калифорнии. Влияло ли ваше местоположение на героев книги? Где легче писалось?

В Калифорнии писалось легче, просто было меньше отвлечений, в Москве у меня всегда полно дел, поэтому сложнее сосредоточиться на письме. Кроме того, некое отстранение, даже физическое, мне кажется, всегда идёт на пользу делу. Воображение начинает лучше работать.

- Вы придумываете своих героев или у них есть реальные прототипы? Если есть, расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

Это зависит от книги. Те же Петров и Васечкин, скажем, это были мой друг детства Петя Брандт, нынешний питерский поэт, и я. В «Поисках любви» главный герой Виктор Гордин тоже перенял многие мои черты. У одной из героинь романа «Звезда упала» реальный прототип в лице бабушки моей жены, искавшей по госпиталям после войны своего пропавшего без вести мужа и, в конце концов, нашедшей его. Что же касается «Сумерек в спальном районе», то почти все герои этой книги появились на свет самостоятельно, без каких-либо прототипов, за исключением, пожалуй, урождённой княгини Шаховской и ещё одного персонажа, о котором я умолчу, поскольку это человек известный.

- Сейчас принято говорить о кризисе российского кино, из которого практически невозможно выкарабкаться - денег на новые фильмы дают только определённому кругу режиссёров, в прокат берут совсем немногих, бал правит Голливуд. Согласны с этим?

К сожалению, спорить с этим трудно. Ситуация крайне тяжёлая. Детские и семейные фильмы, к примеру, вообще отсутствует в нашей киноиндустрии, это при том, что они относятся к одному из самых коммерческих жанров на свете. Наши дети воспитываются пусть и на хорошем кино, но на чужом. Разве это нормально?

А студия РЦСДФ, на которой я работаю, старейшая киностудия страны, обладательница премии ?Оскар?, просто гибнет, её сживают со света. В общем, это отдельная тема для большого разговора.

- Насколько отличается подход к кинопроизводству в России и в Америке?

Принципиально отличается. Это тоже отдельная тема. Поверьте, отличий очень много и, к большому сожалению, не в нашу пользу.

- Встречаются ли самородки среди молодых российских режиссёров, например, на проекте “Арткино”?

Да, безусловно. Кстати, спецкурс, который я сейчас там веду – “Работа с актёрами”, разительно отличается от всех предыдущих. В основном он состоит из активно работающих в кино и на телевидении молодых режиссёров, закончивших ВГИК или Высшие режиссёрские курсы. Это совершенно новая тенденция, раньше я с этим сталкивался только во время своего преподавания в киношколе Лос-Анджелесского университета, это там профессионалы постоянно продолжают учиться и тренировать себя, а у нас это было не принято. Так что меня это очень радует. Так вот на этом курсе есть несколько очень талантливых людей. В частности, Алексей Андрианов, снявший «Шпиона».

- Над чем сейчас работаете в кино?

Как продюсер недавно закончил американскую картину «Голливудский мусор». Её снял молодой режиссёр, мой сын Филипп Волкен, это его дебют в большом кино. Только что она получила приз “За лучшую комедию” на кинофестивале WorldFest в Хьюстоне.

А как режиссёр заканчиваю картину, над которой мучаюсь уже давно. Это любовная подростковая драма. И, разумеется, готовлю новые проекты.

Елена Майская.

© Издательский дом "Мир новостей"




Рекламные партнёры

СТАТЬИ



ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров