Статьи

ВЛАДИМИР АЛЕНИКОВ: На неигровом кино не заработаешь

У Российской центральной студии документальных фильмов - одной из старейших в стране (основана в 1927 году) - богатая история. В разное время на ней работали талантливейшие представители отечественного кинематографа - Александр Довженко, Сергей Герасимов, Роман Кармен, Михаил Ромм, Эльдар Рязанов и многие другие. Она была награждена орденом Ленина, орденом Красного Знамени, премией "Оскар" Американской киноакадемии за кинохронику Великой Отечественной войны. Однако все успехи, к сожалению, в далеком прошлом - в последние годы РЦСДФ фактически не подавала признаков жизни. У нее не было ни производственных мощностей, ни своего дома. Но вот пришли новые люди, и она стала оживать. О перспективах развития студии рассказывает ее художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России, призер международных кинофестивалей Владимир АЛЕНИКОВ.

- Владимир Михайлович, вы известны - причем и далеко за пределами нашей страны - как успешный кинорежиссер, продюсер, писатель и педагог. И вдруг взвалили на себя ношу художественного руководителя Российской центральной студии документальных фильмов, да еще в момент, когда, как говорится, пациент скорее мертв, чем жив. Что толкнуло вас на этот шаг ?

 - По правде сказать, для меня самого были неожиданными предложения от генерального директора РЦСДФ Николая Ворощука и Министерства культуры - учредителя студии. Это было примерно год назад, и я долго раздумывал. Почему именно я? Зачем мне это? Тут сошлось многое... На самом-то деле я не чистый "игровик". У меня были и документальные работы. В частности, такая картина, как "Пробуждение", - об августовском путче девяносто первого года.

- Еще совсем недавно многие, в том числе и кинематографисты, считали, что РЦСДФ прекратила свое существование ...

 - На самом деле она существовала, но находилась в полном упадке с того времени, как лет шесть назад потеряла свое здание - огромное, роскошное.

- Почему потеряла ?

 - Это запутанная история... Могу только сказать, что все решил не закон, а так называемый субъективный фактор. Студия фактически была выброшена на улицу. И только с приходом нового гендиректора появился шанс на выживание. Ему удалось сделать фактически невозможное - студия обрела новый дом с полезной площадью порядка четырех тысяч квадратных метров. И получила шанс начать нормально функционировать.

- И когда это случилось ?

 - Всего несколько месяцев назад. Но мы уже успели многое сделать. У нас очень хороший цех, где делаются спецэффекты на основе современных технологий. Мы оборудовали тон-ателье, монтажные, полностью готов один павильон, и на подходе другие. То есть на сегодняшний день у нас полная "линейка", мы можем производить - и уже производим! - нормальное кино. Пока - только документальное. Но недалек тот час, когда на поток будут поставлены и художественные фильмы.

- Фундамент, стало быть, заложен. Что и как вы будете строить на нем ?

 - Уже приступили к реализации нескольких принципиально новых для студии проектов. Один из них (мы его любовно называем "Крошечки") - "Мы помним...", он представляет собой серию одноминутных фильмов, построенных на уникальных архивных материалах. У нас огромный, потрясающий архив, накопленный за 80 с лишним лет жизни студии.

- Этот кинопродукт, как мне представляется, не может не заинтересовать ведущие телеканалы страны. Вы уже пытались его продать ?

- Еще не успели. Только-только подготовили пилотный пакет - десять одноминутных фильмов. К безусловным удачам отношу и 26-минутную картину Олега Ветвицкого "Другая жизнь". Она посвящена инвалидам, людям с ограниченными физическими возможностями. Поражает воображение то, что эти люди делают, не уступая жестоким реалиям нашей действительности. Они совершают буквально чудеса.

- И этот фильм делался в расчете на телевидение ?

 - Конечно. К сожалению, еще с советских времен в стране сложилась порочная практика госзаказа. Минкульт заказывал документальное кино, выделяя на него бюджетные деньги. Фильмы снимались, сдавались заказчику, в Минкульте ставили "галочки", и... все о них благополучно забывали. Накопилось огромное количество картин, которых никто из зрителей никогда не видел. Телевидение их не берет - не тот, мол, формат. Театральный прокат как таковой для документального кино не существует... Мы пытаемся сейчас разрушить эту практику: то, что мы снимаем, обязательно должно быть востребовано. Для этого нужно: а) снимать то, что людям хотелось бы увидеть; и б) снимать так, чтобы людям было интересно смотреть.

 - Но предложение, насколько мне известно, значительно опережает спрос. Существует довольно большое количество компаний, которые работают специально на ТВ, а эфир-то не резиновый. Продавцы выстроились в очередь перед каналами, и вот появляется новый игрок - вы .

- Позволю себе не согласиться относительно ограниченности спроса. Диапазон направлений и тем огромен, и далеко не все ниши заняты. Мы сотрудничаем, в частности, с Русской православной церковью - подписан объемный долгосрочный договор, и делаем первые шаги по его реализации. Практически готова 52-минутная картина"Дорога к храму" режиссера Виктора Шкурко. Установлены деловые связи с целым рядом серьезных ведомств, причем это двустороннее движение: мы выполняем заказы и предлагаем собственные проекты. Так, на днях молодые режиссеры Ирина Зуй и Юлия Белозерова завершили работу по заказу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков над двумя фильмами на эту чрезвычайно важную тему. В ближайшее время эти ленты покажет канал "Россия 1", с которым мы активно сотрудничаем. Равно как и с каналом "Культура". В числе наших партнеров также Министерство внутренних дел, Правительство Москвы, Фонд Героев Советского Союза и Российской Федерации имени Кочешкова, Рослес, Россотрудничество, по заказам которого будем снимать фильмы о наших соотечественниках за рубежом. Кстати, уже сейчас для наших соотечественников на площадках Россотрудничества за рубежом и в странах СНГ демонстрируются фильмы студии. Работаем, разумеется, и с Министерством культуры - нашим учредителем. Правда, как дальше будут складываться наши деловые отношения в связи с изменением системы господдержки кинематографа, трудно сказать.

- Хотелось бы услышать ваше мнение о новой системе госфинансирования кино .

- Ситуация крайне тяжелая. Хуже не было. Помните, когда-то, при Сталине, снималось 5 - 7 картин в год? По замыслу вождя это все должны были быть шедевры, и им была дана "зеленая улица". И кто теперь помнит о большинстве этих "шедевров"? То, что происходит в нашем кинематографе сейчас, напоминает то время. В верхах решили назначить 8 "киноолигархов" и помочь им - и только им! - материально, чтобы получить на выходе достойное кино. Тех, кто принимал это "революционное" решение, абсолютно не волнует, что за бортом оказалось множество студий и продюсерских компаний, которые, слава богу, возникли за последние годы и которым без господдержки уготована судьба исчезнуть или влачить жалкое существование. Только небольшая их часть сможет выжить, предприняв поистине героические усилия. Мы рубим сук, на котором сидим: по сути, исчезнет cерьезная конкуренция в кино - может быть, самое главное наше достижение последних лет. А без творческой конкуренции неизбежны застой и стагнация, об этом убедительнейше говорит мировой опыт. В 2008 году было снято порядка 120 картин, в минувшем году - в два раза меньше. А в текущем году и в следующем эта цифра в лучшем случае уменьшится еще в два раза. Во имя чего и зрителей лишают возможности смотреть российское кино, и множество кинематографистов фактически оставляют без работы, обрекают на простой производственные мощности и тех, кто на них занят? Ради "шедевров"? У меня нет ответа на этот вопрос.

- У вас есть здание, эксплуатация которого стоит немалых денег, есть штат, которому надо платить зарплату, оборудование студии далеко еще до завершения - а это очень дорогое удовольствие. За счет чего вы живете ?

- В прошлом году мы получали кое-что из бюджета - совсем немного, а в этом году - ни-че-го. Так что жить мы можем только за счет заказов. Набираем их где только можно. Участвуем во всевозможных конкурсах, проводимых самыми разными организациями и ведомствами от Министерства культуры до институтов, которые нуждаются в учебных фильмах, и нередко побеждаем.

- И все-таки остаются надежды на финансовую поддержку государства ?

- Перспективы пока туманны. Обнадеживает то, что в этом году будет разрабатываться федеральная целевая программа "Культура России" на следующую пятилетку. В предыдущую программу мы по какой-то причине не попали.

- На рынке телевизионного документального кино очень сильная конкуренция. Каким образом вы собираетесь вклиниться в довольно плотную шеренгу тех, кто давно занял место под солнцем ?

- Мы можем рассчитывать на успех только при наличии команды единомышленников - энергичных, по-хорошему амбициозных и талантливых профессионалов. Над этим сейчас и работаем.

- Однако энергичные, амбициозные и талантливые профессионалы давно уже пристроены .

- Во-первых, не все. Во-вторых, мы в постоянном поиске и отборе новых членов нашей творческой команды. А в-третьих, мы также делаем ставку на тех, кого сами готовим и воспитываем.

- Каким образом ?

- Возлагаем большие надежды, в частности, на специальный курс интенсивного обучения "Свой почерк в режиссуре", который мы организовали совместно с известным объединением "Арткино". Я сам веду этот курс, помогаю тридцати способным молодым людям освоить азы профессии.

- Речь идет о новом учебном заведении ?

- У него нет официального статуса. Но разве в "корочках" дело? Для меня как режиссера и продюсера никакой роли не играет наличие у человека диплома, критерий оценки один: наличие таланта и профессиональных навыков. Когда к нам приходят люди, я не спрашиваю, какой вуз они окончили, у каких мастеров учились, - я прошу показать их работы и только на основании увиденного решаю, будем ли мы сотрудничать. Я сталкивался с некоторыми учениками выдающихся мастеров и не испытывал ни малейшего желания с ними работать - их и режиссерами нельзя назвать, имя мастера, к сожалению, ничего не гарантирует его ученикам. Бывает и наоборот: человек - самоучка, но режиссер от бога. Тот же Тарантино, как известно, свои университеты проходил, работая в видеопрокате. Просто смотрел кино и мотал себе на ус. Да я и сам-то - самоучка, если честно, у меня диплом театрального режиссера.

- В начале нашей беседы вы сказали, что одним из магистральных направлений работы РЦСДФ должно стать производство игрового кино. Почему ?

 - В нынешних условиях на неигровом кино не заработаешь.

- Я не раз слышал мнение авторитетных специалистов, что сегодня в России игровое кино по определению не может быть прибыльным ...

- Крупно- и среднебюджетное - да. Но мы собираемся снимать малобюджетные фильмы, и они - я в этом убежден - не будут убыточными. Утверждая это, я отталкиваюсь от мирового и моего личного опыта. За годы работы в Голливуде, где я, помимо прочего, и преподавал, энное число моих учеников дебютировали фильмами с бюджетами от 100 до 400 тысяч долларов, многие из которых стали весьма успешными. В Америке ежегодно снимается множество очень дешевых картин, которые зарабатывают миллионы. Один только пример: в прошлом году снятый за 15 тысяч долларов фильм "Паранормальные явления" заработал 85 миллионов!

- А ваш знаменитый "Пистолет (с 6 до 7.30 вечера) "?

 - "Пистолет" - это особая история, он ведь снят в реальном времени, там всего пятнадцать кадров. Очень сложная хореография движения камеры, актеров и т.п. Бюджет был 50 тысяч долларов, и фильм, разумеется, многократно себя окупил. Все дело в том, что с небольшим бюджетом надо умело обращаться.

- Так вы собираетесь полностью сосредоточиться на малобюджетном кино ?

- Не только. Помимо малобюджетных фильмов, в наших планах есть и более крупные проекты. В их числе и художественный фильм "Звезда упала" (экранизация моей одноименной книги) - мелодрама, посвященная людям, пережившим оккупацию. Это щемящая история двух подруг, которая разворачивается с 1941-го по 1947 год. Как ни странно, никто еще эту тему жизни людей во время оккупации всерьез не затрагивал - ни в литературе, ни в кино. А ведь там были поразительные судьбы.

- По силам ли вашей студии потянуть такой проект ?

 - Нет, самостоятельно еще не по силам. Поэтому настойчиво ищем дополнительные источники финансирования.

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ

© Газета "Культура" №15 (7728)

22 апреля-5 мая 2010г.

Фото автора




Рекламные партнёры

СТАТЬИ



ГЛАВНАЯБИОГРАФИЯФИЛЬМЫСТАТЬИКНИГИВИДЕОФОТОГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ
Created by Web39.RU
Администратор: Николай Назоров